Откуда взялся баскетбол?
Это была зима 1891-1892 годов. В спортзале колледжа Спрингфилд (тогда он назывался Международной Школой Подготовки YMCA), расположенной в Спрингфилде, штат Массачусетс, собралась группа нетерпеливых студентов. Молодые людям требовалось участвовать в занятиях в помещении, чтобы поддерживать форму, которая накопилась у них с окончанием футбольного сезона.
В рамках учебного курса в спортзале им предлагались такие занятия, как бег, гимнастика и работа на спортивных снарядах, но это были бледные замены более увлекательным играм в футбол и лакросс, которые они играли в более теплое время года.
Инструктором этого курса был Джеймс Нейсмит, 31-летний аспирант. После окончания Пресвитерианского колледжа в Монреале с дипломом богословия Нейсмит полностью посвятил себя своей любви к спорту и отправился в Спрингфилд, чтобы изучать физическую культуру — тогда еще новое и малоизвестное учебное направление — под руководством Лютера Хэлси Гулика, начальника физического воспитания в колледже. Он также известен сегодня, как отец физического воспитания и рекреации в Соединенных Штатах.
Когда Нейсмит, второкурсник аспирантуры, который был назначен преподавателем, смотрел на свою группу студентов, его мысли вернулись к летнему семестру 1891 года, когда Гулик провел новый курс по психологии игры. В ходе обсуждений на занятиях Гулик подчеркнул необходимость новой игры в помещении, которая «была бы интересной, легкой для изучения и увлекательной для игры зимой при искусственном освещении». Никто из группы не взялся выполнить задание Гулика и изобрести такую игру. Но теперь, столкнувшись с окончанием осеннего сезона и студентами, которые неохотно занимались скучными и обязательными гимнастическими упражнениями, Нейсмит получил новую мотивацию. Так и родился баскетбол.
Цель современной игры прямо вытекает из оригинальных правил Нейсмита, основанных на броске мяча через подвешенное над землей металлическое кольцо, называемое корзиной.
Основные правила баскетбола
- На площадке может быть только пять игроков от каждой команды. В НБА, Женской НБА и в университетском баскетболе каждая команда может выставить на площадку не более пяти игроков. Если команда нарушает это основное правило, она теряет владение мячом. Иногда такое случается ненароком, особенно на низком уровне игры, когда запасные игроки выходят на площадку, а другие не успевают покинуть её вовремя.
- Для победы нужно набрать больше очков, чем противник. Чтобы выиграть игру, команда должна набрать больше успешных бросков, чем другая команда. Под успешным броском понимается любое попадание мяча в корзину во время игры. Броски могут быть номинально оценены двумя или тремя очками. Броски, сделанные в пределах линии трехочкового броска на площадке, стоящей за дугой, оцениваются в два очка. Броски, сделанные за пределами этой линии, оцениваются в три очка. Броски могут быть выполнены в виде прыжковых бросков, лэй-апов, данков или тап-инов.
- Забросить мяч нужно в пределах атакующего времени. Командам предоставляется ограниченное количество времени на бросок мяча во время одной атаки. В НБА и Женской НБА командам разрешается находиться в атаке не более 24 секунд, а в университетском баскетболе — 30 секунд. Время отображается на специальных секундомерах над каждой корзиной на площадке и отсчитывается обратным отсчетом. Если время истекает, команда-соперник теряет мяч и переходит в защиту.
- Передвижение мяча осуществляется дриблингом. Баскетболисты могут передвигать мяч путем передачи или дриблинга (отскока мяча от пола), перемещаясь вдоль площадки вверх и вниз. Если игрок прекращает дриблинг, он не может возобновить его, а должен либо передать мяч, либо бросить его. Если атакующий игрок, владеющий мячом, прекращает дриблинг, а затем возобновляет его перед передачей или броском, судья называет это «двойным дриблингом», и мяч переходит к команде-сопернику. Кроме того, игроки могут передвигать мяч только дриблингом. Если они бегут, удерживая мяч, это считается нарушением. Судьи назовут нарушение «ходьбой», и владение мячом перейдет к команде-сопернику.
Правила в атаке
- Атакующей команде предоставляется пять секунд для ввода мяча в игру. После того, как атакующая команда забросила мяч в корзину, команда-соперник получает владение мячом. Один из игроков команды-соперника должен ввести мяч в игру с определенного места у боковой линии площадки, чтобы продолжить игру. Игроку предоставляется пять секунд на передачу мяча другому игроку своей команды, иначе команда потеряет владение мячом. Защитник не может соприкасаться с мячом, когда атакующий игрок пытается его ввести, иначе судья может назначить технический фол.
- Атакующей команде нужно продвигать мяч. Как только атакующая команда продвигает мяч за линию половины площадки, владелец мяча не может пересечь эту линию снова, иначе судья присуждает владение мячом команде-сопернику.
- Мяч и игрок с мячом должны оставаться в пределах площадки. Во время игры игрок, владеющий мячом, должен оставаться в пределах определенных линий, обозначенных на площадке. Если игрок ступает за пределы или касается этой линии ногой, владение мячом переходит к команде-сопернику. Кроме того, если игрок бросает мяч, когда его нога касается линии, и бросок успешный, он не засчитывается.
Правила в защите
- Защитники не могут помешать броску мяча в направлении вниз. После того, как атакующий игрок бросает мяч, защитнику запрещено вмешиваться, когда мяч начинает падать в направлении кольца. Это нарушение называется «гоубтэнд» и ведет к автоматическому засчитыванию очка за атакующую команду.
- Защитники могут легально блокировать или перехватывать мяч. Задачей защитной команды является предотвращение попадания атакующей команды путем перехвата мяча, блокирования его попадания в корзину или использования защитных тактик, чтобы помешать атакующему игроку бросать и забрасывать.
- Защитникам не разрешается находиться в покрасочной зоне более трех секунд. Область перед кольцом иногда называется «покрасочной зоной» или «ключом». Атакующие игроки не могут проводить много времени в этой зоне, ожидая мяча или попытки подбора мяча на атакующей половине площадки. Каждый игрок может провести в этой зоне максимум три секунды, после чего должен выйти. Как только он выходит из зоны, он может вернуться. Если судья замечает игрока, находящегося в покрасочной зоне более трех секунд, команда получает нарушение на три секунды.
Фолы в баскетболе
- Каждой команде предоставляется определенное количество фолов. В НБА каждой команде разрешено совершить пять фолов за четверть. Превышение этого количества фолов влечет «бонус», что означает, что судьи назначают свободные броски противоположной команде за каждый дополнительный фол игрока в течение этой четверти. В университетском баскетболе такие свободные броски называются «один на один». Это означает, что если игрок попадает первый свободный бросок, ему предоставляется второй свободный бросок. Если игрок не попадает первый свободный бросок, мяч может взять любая команда, выполняющая подбор после неудачного броска, и получить владение мячом. После 10 командных фолов противоположная команда получает «двойной бонус». Это означает, что ей предоставляются два свободных броска.
- Контакт в нарушение правил приводит к фолу. Когда баскетболист совершает “незаконный” физический контакт с игроком противоположной команды, судьи назначают персональный фол. Большинство персональных фолов связаны с контактом, который мешает игре игрока противоположной команды. Когда игрок совершает фол над игроком противоположной команды во время попытки броска, судья награждает игрока свободными бросками. Каждый успешный свободный бросок приносит одно очко. Судьи могут оштрафовать тренеров за фолы за неспортивное поведение. Например, за использование ненормативной лексики в споре с судьей.
Персональные фолы
- Незаконный контакт приводит к персональному фолу. Персональный фол — это нарушение правил игры. Баскетболисты могут совершать персональные фолы, толкая, блокируя или ударяя игрока противоположной команды во время броска. При персональных фолах фоленому игроку предоставляются свободные броски. Если защитник совершает фол над игроком, пытающимся сделать двухочковый бросок, игрок получает два свободных броска. Если бросок делается во время трехочкового броска и защитник совершает фол, игрок получает три свободных броска. Если игрок попадает мяч в кольцо во время незаконного контакта, корзина засчитывается, и игрок получает один свободный бросок.
- Оффенсивный фол — это персональный фол, который совершает атакующий игрок, когда его команда владеет мячом. Два самых распространенных оффенсивных фола — это атака и нелегальный скрин. Атака происходит, когда атакующий игрок соприкасается с защитником, который занимает фиксированное положение. Нелегальный скрин — это ситуация, когда атакующий игрок движется во время установки скрина для своего товарища, чтобы помешать защитнику двигаться по площадке.
- Некоторые нарушения правил приводят к техническим фолам. Технический фол — это наказание за нарушение административных правил игры. Судьи часто назначают технические фолы за драки и вербальное оскорбление. Часто наказывая тренеров, если они слишком агрессивно кричат или спорят. Технические фолы приводят к свободным броскам и изменению владения мячом. Если игрок или тренер получает два технических фола в одной игре, судья исключает его. Игроки с длительной историей технических фолов рискуют дисквалификацией из регулярного сезона и даже плей-офф.
На нашем сайте мы публикуем бесплатные прогнозы на топовые матчи самых популярных баскетбольных лиг мира!